schura_l: (Default)
[personal profile] schura_l

Поводом для поста послужила случайно прочтенная давняя статья Тани Алексеевой http://tania-al.livejournal.com/135775.html .
В качестве полемики с этой статьей...

Возьмем два варианта слов песни Дулова "Размытый путь". Кстати, у Рубцова стихотворение называется "Отплытие".
Я очень люблю эту песню, но

 Александр Дулов Николай Рубцов Комментарии
 Размытый путь (народное название) ОТПЛЫТИЕ
Размытый путь и вдоль - кривые тополя.
Я слушал неба звук - была пора отлёта.
И вот я встал и тихо вышел за ворота,
Туда, где простирались желтые поля.
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум - была пора отлета.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались желтые поля,
"вдоль" не мешает. Это действительно тополиная аллея.
"неба звук" и "шум" - разное... Птицы, улетая
именно шумят крыльями. И при чем тут звук неба?
"Туда" тоже лишнее, ведь он просто шагнул за
порог ворот.  и пошел!
Очень важна последняя запятая. Т.е. встал и пошел.
И вдаль пошел... А издали тоскливо пел
Гудок совсем чужой земли, гудок разлуки.
Но, глядя вдаль и в эти вслушиваясь звуки,
Я ни о чем еще тогда не сожалел...
И вдаль пошел... Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чем еще не сожалел -
"издали" и "вдали" - для меня немного разный окрас.
почему "совсем чужой"? Земля просто чужая - и это
сильнее. Эти звуки - звуки неба? Но там шум, поэтому
просто в звуки.
А вот "тогда" кардинально меняет смысл.
Когда тогда? Еще не сожалел в текущем времени .
И далее у Рубцова разъяснение. Тот самый случай,
когда знаки важны, и их не передать песней -
ТИРЕ "была ..." А не сожалел точка
Связка строк очень важная.
Была суровой пристань в этот поздний час.
В промозглой мгле, искрясь, горели папиросы,
И тяжко трап стонал, и хмурые матросы
Из тьмы устало поторапливали нас.
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
"Этот" - ну м.б., хотя определенность мешает мне.
А откуда "помозглая мгла" - не понимаю, хоть убейте.
Тьма, да, но очень графическая, никак не влажная.
Наверное, от "мглистый берег", но он же без оглядки
на этот мглистый берег уплывает!
Поторапливать из тьмы можно, а вот разглядеть в ней
хмурость матросов - вряд ли. Еще раз - для меня как раз
ясный контрастный вечер - ночь...
Матросы просто устало поторапливали нас.:)
И вдруг такой тоской повеяло с полей!
Тоской любви, тоской былых свиданий кратких...
Я уплывал все дальше, дальше - без оглядки
На мглистый берег глупой юности своей.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал... все дальше... без оглядки
На мглистый берег юности своей.
(1967)
Опять - у Дулова с полей повеяло просто тоской.
У Рубцова - инверсия специальна. И повеяло именно
"тоской любви" с полей. И откуда этот восклицательный
знак? У Рубцоа даже запятой нет! И знаки, знаки!
Уплывал ... все дальше ... без оглядки на берег...
У Дулова в тексте это понять сложнее.
Тире тоже стоИт, но пропеть его...
Т.е. не уплывал без оглядки, а без оглядки на берег!
И последнее - полностью соглашусь с комментом у Тани,
что юность совсем не "глупая"... Тем более в ракурсе
Рубцова. Просто другая. Без оглядки на которую
(но с опытом её) сейчас он живет...
 http://rubtsov.id.ru/poetry/sosen_shoum3.htm#ОТПЛЫТИЕ -
правильный вариант. Снял несколько вопросов.

Как резюме - в песне вольное отношение к знакам препинания на границе строф и как итог - к их смысловым  связкам.
В песнях часто этим грешат.
Хотя, повторюсь, песню эту я очень люблю. И текст Рубцова мне открыл Дулов. Да и стихи самого Рубцова я люблю тоже с подачи Александра Анлреевича. Вопрос только в том, что после песнезацепления очень полезно перечесть текст в оригинале...

И вместо PPS -  качество исполнения для меня определяется в том числе умением пойти за текстом в ущерб (или как новое измерение) к музыке...

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

schura_l: (Default)
schura_l

June 2011